Spacewar

Ветер перемен дует

Время чтение: 5 минут

Май 1997 года, Атланта, штат Джорджия, США. На сцене игровой выставки Е3 в стенах «Всемирного конгресс-центра» Деннису Фонгу, более известному теперь как Thresh, только что одолевшего Тома Кимзи в финальном матче турнира Red Annihilation, Джон Кармак вручает свою личную красную Ferrari 328… Хотя, стоп!

Говоря о рождении киберспорта, чаще всего вспоминают именно этот момент. И мы ещё вернёмся к этому, безусловно, знаковому событию, но не сейчас. История первого киберспортивного турнира — это история американской контркультуры. По крайней мере, так говорят о ней люди, которые были там в то время. Поэтому переместимся ещё на 25 лет назад. В эпоху, когда слово «хакер» несло совсем иной смысл. В эпоху, когда не было не только доступного Интернета, а вообще доступных локальных сетей. В эпоху, когда только зарождалась компьютерная индустрия.

Наркотики, сексуальная революция и компьютерные технологии

70-е в США — это победа чернокожих за гражданские права, движение против войны во Вьетнаме, начало разрядки в холодной войне с СССР, высадка человека на Луну, обострение конфликта поколений, эпоха психоделиков и свободной любви, и, конечно же, рассвет компьютерных технологий, с которыми неразрывно связан киберспорт.

Время и место проведения первого в мире киберспортивного соревнования не были случайными, а скорее стали следствием развития, которое происходило в то время в Кремниевой долине.

Тогда активно развивался проект ARPANET — прототип современного Интернета, а Лаборатория искусственного интеллекта Стэнфордского университета была ключевым игроком в этом и одним из первых сайтов сети. Поэтому неудивительно, что именно в стенах здания D.C. Power, названного в честь Дональда Клинтона Пауэра, директора General Telephone & Electronics Corporation, которая и пожертвовала недостроенное здание Стэнфордскому университету, с её современными компьютерами и технологиями межкомпьютерных соединений, прошло тогда ничем не примечательное и весёлое местечковое событие, о котором в будущем участники вспоминали пренебрежительно и сухо, но которое незаметно для всех заложило фундамент того, что позже стало глобальным явлением.

Первая Межгалактическая олимпиада по Spacewar!

19 октября 1972 года, Пало-Альто, Калифорния, США. В Стэнфордском университете закончился очередной учебный четверг.

«Первая Межгалактическая олимпиада по Spacewar!» пройдет здесь 19 октября в 20:00.
Главным призом станет годовая подписка на Rolling Stone.
Торжественное мероприятие будет освещать репортёр Stone Sports Стюарт Бранд, а фотографировать будет Энни Лейбовиц.

Бесплатное пиво!

«О, бесплатное пиво! Почему бы и нет» — подумали студенты, глядя на объявление в коридоре кампуса Лаборатории искусственного интеллекта.

Здание Лаборатории ИИ в то время находилось на холме с видом на озеро Фелт в предгорьях гор Санта-Крус за Стэнфордом примерно в 8 километрах от главного кампуса университета. Эта местность была довольно сельской и в некотором роде изолированной. Тем не менее, некоторые работавшие там люди сообщали, что чувствовали себя так, будто они уже в будущем.

Поздним вечером того же дня в комнате с пультом управления рядом с главным залом Лаборатории ИИ, залитой лишь лунным светом, напротив единственного компьютера PDP-10, окружённые бутылками пива, теснились два десятка студентов.

The First Intergalactic Spacewar! Olympic, photo 1
Участники «Первой Межгалактической олимпиады по Spacewar!», 19 октября 1972 года

Обстановка этого места добавляет атмосферы безумия: длинные коридоры, кабинки и большие комнаты без окон, брутальный флуоресцентный свет, огромные гудящие и грохочущие компьютеры, роботы на колесах, снующие туда-сюда таинственные техники. А также плакаты против войны во Вьетнаме и Ричарда Никсона, распечатанные на компьютере фотографии подружек, баннер во весь коридор «Решение сегодняшних проблем завтра» и таблички на каждой двери с эльфийским шрифтом Толкиена: кабинет директора — Ривенделл, кофейная — Гарцующий Пони, компьютерный зал — Мордор.

На экране монитора компьютера только одна надпись — «Консоль доступна». Главный системный программист ИИ и самый заядлый фанат игры, Ральф Горин, вводит несколько команд через консоль и высвечивается надпись: «Добро пожаловать в Spacewar!».

Spacewar! — это космическая стрелялка, по типу морского боя, которая сталкивала игроков друг с другом в стиле королевской битвы. Будучи одним из пяти разных космических кораблей, они избегали опасностей и гравитационного притяжения, пытаясь уничтожить корабль соперника торпедой.

Участники должны будут схлестнуться между собой в нескольких зачётах:

  • Free-for-all (FFA) или «свободная игра», рассчитанная максимум на 5 игроков;
  • командная игра 2×2;
  • личный зачёт.

В то время не было онлайн-режима, поэтому победитель в каждом зачёте определялся не напрямую, а по наибольшему количеству набранных очков. Ральф продолжил вводить команды в консоли с помощью клавиатуры для настройки предстоящих игр: максимум 5 кораблей, 4 космических мины, без частичных повреждений, случайные стартовые позиции кораблей, показ результатов.

Первые чемпионы в киберспорте

Монитор компьютера тут же темнеет, а затем на нём появляются пять разных космических кораблей. Каждый с точкой, указывающей на заряженные торпедные аппараты, пять счётчиков очков, каждый из которых изначально равен нулю, звёздное поле и четыре космические мины, вращающиеся вокруг центрального солнца, к которому космические корабли начинают падать с правильной скоростью ускорения.

Игроки захватывают пять наборов кнопок управления, находят на экране свой корабль и начинают яростно отстреливать любые ближайшие космические корабли, успевая при этом бить на кнопку тяги, чтобы выйти на орбиту прежде, чем их поглотит убийственное солнце. При этом уклоняются или сбивают любые приближающиеся вражеские торпеды или орбитальные мины. После того, как выпущены две торпеды, у каждого корабля есть три секунды на перезарядку. Выпущенные торпеды существуют девять секунд, а затем исчезают.

The First Intergalactic Spacewar! Olympic, photo 2
Матч «Первой Межгалактической олимпиады по Spacewar!», 19 октября 1972 года

По ходу игры счёт начинает меняться:

  • +1 за успешное уничтожение противника;
  • -1 за потерю своего корабля;
  • +1 за то, что вы остались единственным выжившим в битве.

Со временем игровые персонажи, те самые космические корабли, начинают отражать личности игроков:

  • пилот корабля под названием Pointy Fins — меткий стрелок, но легко паникует под перекрестным огнём;
  • корабль Roundback старается избегать ранней дуэли и регулярно выпускает две торпеды «по всей вселенной» (за пределами экрана, чтобы они появлялись смертельно неожиданно с противоположной стороны);
  • корабль Birdie стремится к солнцу и быстрой орбите, обладает превосходной ловкостью;
  • Funny Fins много кричит, атакуя отдельных противников;
  • Flatback хладнокровен и контролирует всё боевое небо, становясь неуязвимым для внезапной атаки.

Игра заканчивается, когда остаётся только один корабль или не остаётся ни одного выжившего. Затем экран гаснет, начинается обратный отсчёт и снова отображается новая битва с кораблями в новых случайных позициях, равноудалённых от солнца, и показывающими накопленные очки из предыдущих игр.

Слим Товар (ник Tovar) стал лучшим в личном зачёте, он же на пару с Робертом Э. Маасом (ник REM) стали лучшими в командном зачёте, а 33-ёх летний аспирант Брюс Баумгарт, который днём встраивал сенсорный интеллект в робота на колёсах, показал мощное выступление и победил всех в режиме FFA.

Bruce Baumgart, winner of The First Intergalactic Spacewar Olympics, in October 1972
Брюс Баумгарт после победы в номинации FFA на «Первой Межгалактической олимпиады по Spacewar!», 19 октября 1972 года

Так завершилось четырёхчасовое соревнование безумия, искусной и согласованной командной работы… и на самом деле обычной ночи в любом компьютерном исследовательском проекте того времени.

Ветер перемен дует

Стюарт Бранд был очарован контркультурой хакеров, которая начала появляться в университетских городках по всей Америке, особенно в районе залива Сан-Франциско.

Он увидел в Spacewar! будущее вычислительных технологий, где машины, разработанные для продвинутой математики, стали бы новой областью человеческого самовыражения и культуры.

7 декабря 1972 года Rolling Stone на грязных газетных листовках выпускает статью Стюарта Бранда, выпускника Стэнфордского университета со степенью бакалавра наук по биологии, спортивного журналиста Stone Sports, организовавшего «Первую Межгалактическую олимпиаду по Spacewar!» в рамках своей статьи о культуре хакеров.

Получившаяся статья уморительна, если вы её прочтёте сейчас. Чего только стоят её вступительные слова: «Готовы вы к этому или нет, но компьютеры приходят к людям. Это хорошие новости, возможно, лучшие со времён психоделиков».

Brand Spacewar article, photo
Статья Стюарта Бранда «Spacewar. Фанатичная жизнь и символическая смерть среди компьютерных бездельников» в журнале «Rolling Stone», 7 декабря 1972 года

Мы не знаем наверняка была ли «Первая Межгалактическая олимпиада по Spacewar!» первым киберспортивным соревнованием, хотя именно так это мероприятие записано в «Книге рекордов Гиннесса». Но вот, что мы знаем наверняка — статья Стюарта Бранда в Rolling Stone стала первым очерком о первом в истории публичном киберспортивном соревновании.

Интересным оказался не только сам турнир, но и люди, которые оказались связаны с этим событием:

  • создатель «Каталога всей Земли»;
  • известный фотограф, сделавший снимки королевы Елизаветы II и Джона Леннона за пять часов до его гибели;
  • изобретатель протокола Finger и, конечно же, другие пионеры компьютерных и Интернет-технологий.

Очень символично то, что слоган Стэнфордского университета — «Ветер перемен дует»…